• Home
  • Направления
  • Социальное сопровождение граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Социальное сопровождение граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Программа (на тот момент под названием защита прав мигрантов, бывших военнослужащих Российской армии и других лиц, пострадавших в военных конфликтах на территории СНГ) начала реализовываться в 1999 году, после открытия организацией в городе Азове (как населенном пункте, расположенном в центре Азовского района)

Центра правовой и психологической поддержки пострадавших в военных конфликтах,  проводившего бесплатные юридические и психологические консультации для мигрантов и других малообеспеченных категорий сельских жителей, консультирование по социальным вопросам, оказание гуманитарной помощи.

С 2001 года организация принимала участие в реализации проекта  «Детям мигрантов – юридическая школа» (первый проект по правовому просвещению  в городе Азове – внедрению спецкурса «Права ребенка»), осуществляя просвещение в области законодательства детей малообеспеченных категорий – мигрантов, сирот и иных, путем проведения занятий юридического образования. В рамках проекта «Мосты социального партнерства» в 2002-2003 годах осуществлялись юридические и социальные консультации так называемых «маломобильных» категорий населения (инвалидов, пожилых людей, временно нетрудоспособных), ежемесячно проводились семинары для работников муниципальных учреждений и активистов общественных организаций, работающих с «маломобильными» группами.

Ведется работа по правовому просвещению мигрантов и других социально незащищенных категорий населения (в том числе через СМИ).

Так, например, в октябре 2008 года нами выпущен и начал бесплатно распространяться специальный выпуск информационного бюллетеня «Вестник социальной жизни» с Единым полным перечнем социальных услуг, оказываемых социальными службами города Азова. Благодаря получению сосредоточенной в одном источнике информации по перечню услуг (включая название нормативно-правового акта, критериев и перечня документов, необходимых для предоставления услуги, срока ее оказания, времени приема) малоимущие жители города смогли более эффективно отстаивать свои социальные права, воспользоваться новыми, дополнительными видами помощи со стороны государства.

В связи с началом фактической гражданской войны в Юго-Восточных областях Украины (Донецкой и Луганской, граничащих с Россией) с 2014 года произошло бегство громадного количества мирных жителей на территорию приграничных регионов РФ. Только в сопредельную Ростовскую область за 2014 год въехало 800 тысяч беженцев. Впоследствии их количество уменьшилось – часть из них была распределена по более дальним регионам России, часть – вернулась обратно, тем не менее, по данным миграционной службы, только в Ростовской области осталось более 26 тысяч беженцев. Однако следует отметить, что в эту цифру не попали те, кто решил остаться в регионе на постоянное место жительства и находится в процедуре оформления российского гражданства (то есть получил вид на жительство – таковых более 50 тысяч человек). Эти люди также фактически не успели адаптироваться к новому месту жительства и интегрироваться в российское общество, поэтому, на наш взгляд, исключать их из числа беженцев пока рановато.

После работы по первоначальному приему беженцев мы приступили к следующему этапу – их сопровождению при адаптации и интеграции в новое общество, в том числе в российскую правовую сферу, включая комплексную защиту прав мигрантов. На протяжении четырех лет при поддержке Движения «Гражданское достоинство» (за счет 4 грантов Президента РФ) мы оказывали им юридическую и другие виды поддержки.

Вместе с тем в Ростовской области имеется большое количество граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Только по данным областного Министерства труда и социального развития, в 2018 году в регионе насчитывалось 1,2 миллиона граждан (из 4,2 миллионов всего, то есть 28,5%), которые получали в органах социальной защиты населения различные виды помощи. К гражданам, особо нуждающимся в поддержке (причем не только финансовой, но часто – правовой и социальной) мы относим мигрантов, включая беженцев с Юго-Востока Украины, значительную часть многодетных семей, граждан старшего поколения и инвалидов – в первую очередь с доходами ниже прожиточного минимума, который в Ростовской области сейчас составляет чуть больше десяти тысяч рублей в месяц, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства. Многим из них нужна даже не разовая социальная помощь, но комплексная поддержка и постоянное сопровождение, чтобы вывести их из трудной жизненной ситуации, изменить сложившиеся у многих иждивенческие настроения, повысить социально-экономическую активность («дать не рыбу, а удочку»).

Исходя из этого, в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов мы приступили к реализации проектов «Создание системы комплексного социального сопровождения лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в Ростовской области» и «Развитие системы комплексного социального сопровождения лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в Ростовской области». В его рамках мы распространили наработанный в ходе адаптации беженцев опыт и на другие категории граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – многодетные семьи, граждане старшего поколения и инвалиды, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, лица без определенного места жительства.

Начала работать комплексная общественная служба социального сопровождения лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в Ростовской области. После обучения по спецкурсу была организована наставническая работа активистов из числа наиболее активных лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по сопровождению и социальной интеграции таких граждан. Лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получили социальную, гуманитарную и юридическую помощь, в том числе в защите и восстановлении нарушенных социальных прав.